О создании RosUkrGaz, взаимотношениях Газпрома Туркмении, Украины и Семёне Могилевича
сегодня в БГ:
«...
Газовый трейдер Дмитрий Фирташ рассказывает, что менять среднеазиатский газ на продукты питания еще в 1994 году придумал Игорь Бакай, чья фирма под названием «Республика» поставляла продовольствие в Туркмению. Упорные слухи утверждают, однако, что равно за Макаровым и за Бакаем стоял таинственный бизнесмен Семен Могилевич. Так или иначе президенты Украины Леонид Кравчук и Туркмении Сапармурат Ниязов подписали соглашение, по которому «Республика» должна была выплатить Ашхабаду украинские газовые долги за 1993 год продуктами.
— Он первый придумал эту схему, — говорит Фирташ. — По сути, Игорь Бакай стал первым крупным газовым трейдером. До этого никто по-настоящему не понимал этот бизнес. Газпрому украинский рынок был тогда совсем не интересен. Украина ведь не хотела и не могла платить за газ деньги. А вариант «газ в обмен на продовольствие» всем был выгоден и всех устраивал.»
читать дальше«... Вяхирев быстро ощутил всю привлекательность украинского рынка — самого большого в СНГ. И решил, что компания Макарова должна вытеснить из украинско-туркменской торговли всех существовавших на тот момент посредников и стать монопольным поставщиком газа на Украину. Сначала Газпром работал через «Омранию», а затем «Омранию» перерегистрировали в США и переименовали в «Итеру», чтобы представить общественности в виде респектабельной международной корпорации — партнера Газпрома.»
«... Фирма Eural Trans Gas была зарегистрирована в венгерской деревне тремя румынскими безработными и израильским адвокатом, но Газпром легко согласился с тем, чтобы она зарабатывала на Украине миллиардные прибыли. Поначалу и в Газпроме, и в украинской государственной газовой компании НАК «Нафтогаз Украины» говорили, что подобное сомнительное происхождение Eural Trans Gas — дело временное и впоследствии она будет выкуплена Газпромом и «Нафтогазом Украины», которые приобретут по 50% акций. Но эта покупка так и не состоялась.»
«... Мало кто обратил внимание на то, что RosUkrEnergo унаследовала не только контракты Eural Trans Gas, но и ее менеджмент.»
«... В феврале 2006 года Владимир Путин заявил журналистам, что не осведомлен, кто бенефициары RosUkrEnergo, — более того, это его даже не интересует. Главное, по мнению Путина, что 50% этой фирмы принадлежит Газпрому.
— Кого они завели на эти 50% под вывеской Райффайзенбанка, я не знаю так же, как и вы, — говорил президент, — и Газпрому это неизвестно. Это украинская часть. У них и спрашивайте.
Путин признал, что RosUkrEnergo непрозрачна, и неожиданно добавил:
— Со своей непрозрачной пятидесятипроцентной украинской частью RosUkrEnergo отдыхает по сравнению с тем, какое жульничество творилось все эти пятнадцать лет у нас в газовой сфере.»
«... Один из бывших топ-менеджеров Газпрома, с которым нам удалось поговорить, считает, что Фирташ не может быть самостоятельной фигурой и в RosUkrEnergo он держит акции, которые по негласной договоренности принадлежат другим людям.
— Кто за ним стоит? — спрашиваем мы.
— За ним стоит, видимо, Кучма. Сам Фирташ, конечно, известный человек. Но, очевидно, схема RosUkrEnergo, так же как и Eural Trans Gas, наверняка были согласованы с Кучмой.»
«... На следующий день он позвонил в Газпром и спросил у Алексея Миллера, какой может быть максимальная цена. Алексей Миллер срочно опросил заместителей. Один из них, не думая, ответил, что можно и 230 долларов — если взять уровень Германии. Эту цифру Алексей Миллер и передал президенту. Спустя несколько минут Путин назвал ее по телевизору.
И в Газпроме, и в «Нафтогазе» схватились за головы.
— Эта цена была сумасшедшая, конечно, — говорит один из бывших сотрудников Газпрома, — если бы нам 160 долларов стали платить, мы и то могли до потолка подпрыгивать. Но если бы президент сказал это по телефону Ющенко — еще можно было что-нибудь поменять. А он сказал это по телевизору. И все рухнуло.»
«... Наконец, в 2.30 в офисе Газпрома Алексей Миллер и Алексей Ивченко подписали соглашение, а завизировали его содиректора RosUkrEnergo Константин Чуйченко и Олег Пальчиков. Согласно новой договоренности, RosUkrEnergo должна была покупать газ у Газпрома по цене $230 за тысячу кубометров, а продавать его Украине по $95. Чтобы компенсировать затраты, швейцарский трейдер получал право экспортировать российский и среднеазиатский газ в Европу по рыночной цене.»