ΔX/ΔT
Перепробовав множество принятых в социологии математических моделей и перебрав все возможные параметры, Уотс и Додс убедились, что в большинстве случаев лидеры мнений играют роль, которая неадекватна даже их локальной влиятельности. «Эпидемии мнений», которые бушевали в их компьютерных расчетах, редко зарождались от влиятельных или даже супервлиятельных индивидуумов. Родоначальником тренда мог стать любой, если было соблюдено главное условие — наличие критической массы легковнушаемых субъектов.
Додс сравнивает «эпидемии мнений», которые так хочется научиться запускать маркетологам, с лесными пожарами. «В лесу бывают большие и маленькие пожары, но никто не связывает их размер со свойствами спички, которая его разожгла, или с величиной дерева, которое сгорело первым», — поясняет Додс. Все зависит от того, как долго не было дождя, в какую сторону дул ветер и множества других условий. Если сухо, зажечь лес может любая искра, а после ливней и канистра бензина не поможет.
Ученых можно упрекнуть (и уже упрекают — к примеру, разразился критикой Эд Келлер) в том, что они делают слишком сильные выводы, всего лишь поиграв с математическими моделями. Но Додс с Уотсом устраивали игры и посерьезнее: их статья о ведущей роли случая на музыкальных рынках была опубликована в ведущем научном журнале Science в 2006 г. и наделала тогда много шума.
Ученые организовали сайт с музыкальным рейтингом никому не известных групп, оценить которые предлагалось всем желающим. Там, где голосующие видели выбор других участников, стихийно возникали волны популярности: несколько песен побеждали с очень большим отрывом. Однако в разных сообществах голосующих фаворитами становились разные композиции. Песня-лидер из одного чарта в другом могла занимать первое место с конца. Успех Мадонны, заявил по этому поводу Уотс, — игра случая: если отмотать историю к 1982 г., нишу звезды-скандалистки наверняка заняла бы другая певица.
СмартМани
Додс сравнивает «эпидемии мнений», которые так хочется научиться запускать маркетологам, с лесными пожарами. «В лесу бывают большие и маленькие пожары, но никто не связывает их размер со свойствами спички, которая его разожгла, или с величиной дерева, которое сгорело первым», — поясняет Додс. Все зависит от того, как долго не было дождя, в какую сторону дул ветер и множества других условий. Если сухо, зажечь лес может любая искра, а после ливней и канистра бензина не поможет.
Ученых можно упрекнуть (и уже упрекают — к примеру, разразился критикой Эд Келлер) в том, что они делают слишком сильные выводы, всего лишь поиграв с математическими моделями. Но Додс с Уотсом устраивали игры и посерьезнее: их статья о ведущей роли случая на музыкальных рынках была опубликована в ведущем научном журнале Science в 2006 г. и наделала тогда много шума.
Ученые организовали сайт с музыкальным рейтингом никому не известных групп, оценить которые предлагалось всем желающим. Там, где голосующие видели выбор других участников, стихийно возникали волны популярности: несколько песен побеждали с очень большим отрывом. Однако в разных сообществах голосующих фаворитами становились разные композиции. Песня-лидер из одного чарта в другом могла занимать первое место с конца. Успех Мадонны, заявил по этому поводу Уотс, — игра случая: если отмотать историю к 1982 г., нишу звезды-скандалистки наверняка заняла бы другая певица.
СмартМани