Школа: тест на выживание
«…учителей нельзя заставлять тратить академический год, готовя учащихся заполнять пустые клеточки в стандартных тестах. Они получат поддержку в том, чтобы выстраивать обучение учащегося, а также оценивать его готовность к колледжу и к работе на основе индивидуализированного, пусть и затратного по времени похода».
(Дополнение к закону «Ни одного отстающего ученика» из антикризисного плана восстановления экономики Барака Обамы)
...Средняя же школа усердно строчит тесты по всем предметам. Что делать, такой стандарт. Менеджеры от образования, уверенные, что сквозное тестирование — обязательное в четвертом, девятом и одиннадцатом классе, а в седьмом проводящееся по усмотрению школы — это объективный показатель качества знаний, внедряют его в жизнь...читать дальше...Сегодня о знаниях думать всем некогда. Районные отделы образования и учителя очень заняты: сдают бланки, собирают бланки, сканируют…
...«К тому варианту теста, который предлагается, нужна специальная подготовка, натаскивание на выполнение определенных заданий, — говорит заслуженный учитель Ирина Новикова. — Но в программе времени на это не предусмотрено, так что я либо должна отказаться от программного материала, либо изыскивать время вне уроков. А это дополнительная нагрузка и для ребенка, и для учителя»... ...подготовка к ГИА по русскому чаще всего идет по шаблону. «Мы просто натаскиваем детей. Показываем им шаблон и начинаем дрессуру, — рассказывает учительница одной из московских школ, пожелавшая остаться неназванной. — Я, например, закончила обучение русскому языку в девятом классе в первом полугодии. Закрыла тему сложносочиненных и сложноподчиненных предложений и начала натаскивать на формат ГИА. Ксерю бланки ГИА и учу детей правильно их оформлять. Потому что если вместо крестика поставить галочку или неверно написать свой номер, то компьютер не считает информацию и аттестация не будет зачтена»...
...Формулировки простых вопросов «Тренировочных вариантов экзаменационных работ», предлагаемые ФИПИ, поражают воображение: «к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами»; «укажите два верных имени из пяти предложенных, обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов». Неудивительно, что ГИА большинство педагогов и психологов воспринимают как гуманитарную катастрофу...
...Тестовая форма проверки... ...по всем гуманитарным предметам просто не может выявить многие знания и умения, которые формируются на уроках. А если не выявляет, то, значит, и не стимулирует школу их давать, а учеников получать, например, речевой навык. С этой точки зрения к тестам есть большие претензии у нейропсихологов. Речь, как известно, опосредует мышление и является его внешним выражением, и, когда ребенок проговаривает свою мысль, он четче мыслит. Для учеников младшей и средней школы это особенно актуально. Таким образом, вводя сквозное тестирование, мы теряем шанс сформировать у ученика навыки мышления...
...Тотальное сквозное тестирование, скорее всего, приведет к тому, что на выходе из школы мы получим детей не только не читающих, но и безграмотных, поскольку школьники в рамках подготовки к ГИА займутся не письмом, а расстановкой галочек в тестах...
...формат ГИА, ЕГЭ и тотального сквозного тестирования вводится в России именно тогда, когда большинство стран от него отказывается. В мире происходит смена парадигмы: отсеивание и распределение по ячейкам уходят в прошлое. Образование стремится к тому, чтобы на выходе из школы каждый ребенок имел не узкое горлышко возможностей, а широкую дорогу. И все реже навешиваются лейблы, определяющие, кто он есть...expert.ru/printissues/expert/2009/23/test_na_vy...Понравилась пара комментариев.
"Да уж, ЕГЭ по музыке это было бы круто. Заполняешь клеточки крестиками и ты в консерватории."
и
"А я бы настаивал, чтобы непременно был ЕГЭ и по физкультуре.
А кто быстрее и точнее попал крестиками в клеточки - сразу отправлять в школы олимпийского резерва и физинституты."
Интервью в тему.
Канал в никуда ...Прежде, когда молодой учитель приходил в школу, его подхватывали завучи и методисты и обучали методикам преподавания и мастерству в процессе работы. Сегодня учитель предоставлен сам себе: что знаю, то пою, минимальный объем требований выполняю, а внешних контролеров нет. Основной принцип подготовки учителя: знай свой предмет и излагай его ясно — перестал работать. Опытный учитель — и контролер, и изобретатель — сегодня пока еще есть, но это штучный товар, а не продукт выпуска высшей школы. И получается, что качество образования стало не государственной задачей, а личной задачей честных профессионалов, отдельных персонажей. Но таких с течением времени может становиться все меньше и меньше...читать дальше...Возьмите хотя бы дореволюционное общество, где существовало большое количество институтов, которые тоже образовывали человека: церковь, община, приход. Люди хорошо знали друг друга и разделяли определенные системы ценностей. Во всяком случае, имели их в виду. После революции традиционные устои разрушили. Зато выстроили институт дрессуры, который выполнял пусть и ложную, но все же образовательную функцию. И социально-производственную жизнь, в конце концов, устроили так, что каждый человек находил себе «экологическую нишу». Сегодня нет и такого. Зато есть сквозное тестирование, разделяющее детей на успешных неуспешных, и ставящее на них соответствующее клеймо...
...Американцы.. ..тестируют в третьем-четвертом классе детей, обнаруживают, что кто-то тугодум и быстрых блестящих интеллектуальных достижений не демонстрирует, и начинают ему готовить трассу «канализации»: доводят до седьмого класса, потом профилируют образование в определенном направлении, чтобы ребенок получил примитивную специальность и приобрел определенные навыки, и подыскивают ему рабочее место. И всё. Жизнь у него сложилась, и полиция за него может не беспокоиться. У англичан, кстати, огромное количество вспомогательных учебных заведений для «неуспевающих» детей.. ..Все это находится под контролем королевы и очень серьезно финансируется. И проблемы, куда деваться детям после окончания любой ступени школы, не существует. Западное общество вообще очень хорошо в этом смысле обустроено: множество социальных институтов берет на себя функцию образования... ..Мы начинаем снимать с них кальку: берем их устройство образовательного производства и пытаемся ставить у себя. Но у нас нет такого социума, он у нас раздолбанный и раздрызганный...
...У нас можно получить блестящее образование, но с ним даже лошадям хвосты подвязывать не получится, потому что нет уже ни лошадей, ни хвостов. Это же улица с двусторонним движением: сам социум, само государство должны двигаться в направлении своей оптимальной структуризации. С одной стороны. С другой стороны, образование тоже должно двигаться в этом направлении. И вообще: какую задачу мы собираемся решать? Будем готовить умных, образованных людей, зная, что им тут делать нечего, что надо уезжать на Запад и там искать себе место? Или мы выстроим образование таким образом, чтобы оно нам выпускало людей, адекватных этому социальному устройству, которые спокойно относились бы к тому месту, куда они попали? Или создадим другое общество?...expert.ru/printissues/expert/2009/23/kanal_v_ni...Ну и контрольная статья в голову.
Сомнительные студенты завершился ЕГЭ по всем предметам. Рособрнадзор рапортует: в этом году успеваемость выпускников школ повысилась... ...Но преподаватели вузов категоричны: будущие студенты в общей массе будут слабее нынешних. И аргументов у них много...читать дальше...Первый аргумент — улучшение результатов нынешних экзаменационных тестов связано с упрощением заданий и возросшей коррупцией... ..Контроль во время сдачи экзаменов ослаб, а при некотором вознаграждении в некоторых «пунктах приема» можно было получить помощь и в его сдаче... ...«Я просто профессионально не имею право учить человека, сдавшего ЕГЭ на 100 баллов из 100, если сама прохожу тесты только на 97 баллов», — иронизирует преподаватель одного из московских вузов...
...Второй аргумент не имеет отношения к коррупции. «Натаскивание в школе на тесты лишает преподавателей возможности учить, а не натаскивать. Заполнение клеточек влечет за собой разрушение линейности, последовательности и логичности восприятия, а следом и логичности мышления. В результате человек (а одиннадцатиклассника все-таки лучше считать человеком) не в состоянии написать сочинение, рассуждать на устном экзамене, подготовить реферат, связно говорить о некоторой проблеме ни на родном, ни на иностранном языке. Даже если предположить, что одиннадцатиклассник знает механизмы словообразования и определяет конструкции предложений в русском языке или формы глаголов в иностранном, это отнюдь не означает, что человек может выражать свои мысли, критическое мнение на родном или иностранном языке. Весь вопрос в том, что именно пытаются проверить при помощи теста ЕГЭ»...
...И, наконец, последнее: возникает вопрос, что делать, если на десять бюджетных мест факультета претендуют 100 абитуриентов, получивших одинаковый проходной балл... ...Критерии отбора в данном случае не прописаны и полностью отданы на откуп вузам. Очевидно, что в данном случае все решают деньги. Только сейчас родителям абитуриентов их потребуется уже больше, чем год назад. «Цены повысились, если раньше за поступление в не самый престижный вуз надо было заплатить 2–3 тыс. долларов, то сейчас уже 5–10 тыс.», — говорит эксперт...
...Сейчас существует лишь две крупных страны, где в вузы зачисляют исключительно на основе школьных тестов, — это Россия и Китай.... ...унификация экзаменов достигается ценой зверской унификации школ»...
...смирившиеся с фактом присутствия ЕГЭ эксперты считают, что наряду с тестами надо дать возможность вузам проводить собеседования и сделать альтернативной сдачу вузовских вступительных экзаменов.... ...Между тем не так уж и плоха идея расширенного приема и естественного отбора после первой сессии. Тем более что предпосылки у него есть. В прошлом году в некоторых вузах более половины принятых по ЕГЭ были отчислены после первой сессии...expert.ru/articles/2009/06/16/ege/Вот такие мнения.