Дмитрий Ольшанский о современных СМИ России:



Меж тем, еще недавно мы жили в явно деградировавшем государстве, но зато у нас была сложносочиненная пресса. Теперь нет и этого: куда не загляни, из любой газеты, любого журнала прет на вас улыбчивый образ читателя, неразличимо-стертого жизнелюба, которого изо дня в день вызывает из небытия отдел рекламы. Оглянитесь вокруг: в апреле только подтаивают сугробы, магазин "Эльдорадо" вопиет о многочисленных скидках, падают крыши, вконец расчеловечившиеся хорст вессели приканчивают иностранных студентов, барышни, вместо того, чтобы читать друг другу Блока, мечтают о телефоне Nokia 8800, в интернете беседуют, пользуясь единственным словом, излишне говорить каким, а утешением ипохондрика служит ночной телевизор, в котором рыжий Сомс Форсайт ледяным голосом учит всю соборную Россию протестантской этике: "сожалею, сэр, но наследства вы не получите". Нужно быть по меньшей мере Гаутамой, чтобы снисходительно отнестись к такой реальности. Но в большой русской прессе нет и следа от этой слякоти: согласно настырному блекотанию СМИ, вокруг нас одни позитивные менеджеры среднего звена, что все время рыщут в поисках "элитных товаров", да никак не найдут без помощи редакции, а также не решен у них и вот какой важнейший вопрос – как бы еще авантажнее порелаксировать? Сочиняющий это какой-нибудь журнал "Эсквайр" производит поистине дикое впечатление. Что внутри у людей, которые там пишут, - наваленные в беспорядке разноцветные тряпочки?



Другой вариант – пресса для прислуги авантажно релаксирующих, та, что про чудотворство чайных грибов, про то, чем Юлиан, Трофим и Жасмин отличаются друг от друга, а равно и о том, что патриотизм – наша профессия. Этот, вполне старомодный лагерь, имеет обыкновение расширяться самым неожиданным образом - так, недавно к нему примкнула газета "Известия", решившая эстетически подняться на уровень "Комсомольской правды". Это вы свергали царей в 1917-м, пели великие стройки в 1930-х, аккомпанировали дорогому Никите Сергеевичу в начале 1960-х, много чего о себе понимали в конце 1990-х? Отлично, ну а теперь напишите, пожалуйста, что-нибудь про чайный гриб. Излишне и напоминать бесчисленным преемникам "Газеты-копейки", что в России есть некая аудитория, равноудаленная и от Рублевки, и Марь Иванны в обновке.



Неприятная тяжесть обремененности интеллектом присутствует еще на малоподцензурных политических интернет-сайтах, но здесь возникает уже совсем другая проблема – некорректно выражаясь, "человечишко измельчал". Позднесоветское поколение лишних людей из НИИ, хотя бы тех, кому сейчас больше 40, но меньше 60, будучи массово перемещено в СМИ в эпоху смуты, дало небывалый журналистский расцвет. Это произошло потому, что в газеты и журналы толпами стали отправляться люди, никогда не учившиеся на журналистов и, упаси Господи, не планировавшие себе никакой карьеры в этой области. Туда пришли выпускники "отделений классической филологии", "вообще" культурные и "вообще" пишущие деятели, которых к занятиям журналистикой принудила либо материальная нужда, либо возможность в произвольном формате высказать нечто волнующее. Сейчас их время заканчивается – но у них почти не обнаруживается наследников, способных поддерживать на должном уровне хотя бы ту сетевую прессу, которая еще не обращена в мистический культ элитного аксессуара и чайного гриба, чайного аксессуара и элитного гриба. За последние десять лет по самому широкому счету наберется едва-едва восемь-десять авторов, дебютировавших в СМИ с чем-то убедительно отличным от содержания интернет-коммьюнити "Папарацци", в котором денно и нощно публикаются трогательные объявления такого примерно свойства:



Милые, родные! Поделитесь, будьте добреньки, координатами Киркорова, Петросяна, Солженицына, Ельцина, Абу Мусаба аз-Заркави (спутниковый номер, пресс-секретаря не предлагать), учредителей ЗАО "Байкалфинансгруп" и Лесного Царя! Это – наши ньюсмейкеры.



Вот это и есть современная русская журналистика. И иметь к ней даже малое касательство – ужас, как тоскливо.