Силикон и Селигер, или Государство как главный заказчик гравицап Обозреватель «Новой» побывала в «чистых комнатах» лидеров нанотехнологий в России и США. И сравнила: что производят и как...Микроэлектроника считается в современном мире движителем высоких технологий: лучшим способом создать вокруг себя высокоэффективную технологическую среду. Поэтому первый громкий проект, который подписала «Роснано», был 500-миллионодолларовый совместный проект с заводом «Микрон». Его подписали 17 октября 2009 года в присутствии Владимира Путина, и он предусматривал производство на «Микроне» микросхем с топологией 90 нм.
— Фабрика 90 нм на «Микроне» — это самый масштабный и передовой проект «Роснано» в микро- и наноэлектронике, — отметил управляющий директор «Роснано» Дионис Гордин.
Тут надо заметить, что шаг микросхемы уменьшается вдвое каждые полтора года, а за пару недель до «масштабного и передового проекта» Intel объявила о запуске в рабочее производство чипа с шагом 32 нм...
читать дальше...первое фундаментальное отличие Albany Nanotech от российского «биоагроэкополиса», на который прочат то блоггера Калашникова, то Вексельберга, — полная интернациональность. Среди компаний, обосновавшихся в Albany Nanotech, — американские AMD, ASML, Freescale, японские Toshiba, Sony и Tokyo Electron, сингапурский Chartered, корейский Samsung. IBM разместила тут новый fab за 2,5 млрд долларов, Sematech (консорциум производителей микроэлектроники) — 405-миллионную лабораторию, Global Foundries инвестирует 4,2 млрд долларов. Это решение стоило властям штата 1,4 млрд долларов кэшем и льготами. Европейских компаний в Tech Valley нет, потому что европейской микроэлектроники уже не существует. Французская STM, впарившая нам свои 90 нм, пользуется господдержкой...
...За стеклянной стеной коридора стояла установка EUV за 500 млн долларов, а в коридоре на раздвижной доске было вывешено объявление о семинаре.
— Простите, Игорь, — удивленно сказала я, — а что, тут студенты ходят?
— Здесь не только студенты, но и школьники ходят, — ответил Пейдус.
И это принципиальный момент, такой же, как интернациональность. Студенты не просто учатся рядом с установками послезавтрашнего дня. Они учатся на них...
...самый большой культурный шок ожидал меня в «чистой комнате». Оказалось, что «чистая комната» Applied, то есть святая святых, где делается послезавтра нашего мира, находится через прозрачную стену рядом с «чистой комнатой» TEL — Tokyo Electron, главного конкурента Applied. И их сотрудники вместе переодеваются в одной раздевалке. Это не беспечность — меры безопасности здесь драконовские, снимать, например, запрещено напрочь. Это другой подход к безопасности. Сотрудники компании так высоко мотивированы, что глупо им не доверять...
...Мне не пришлось добираться до «Микрона», как до Олбани, по железной дороге. Меня привезли на машине, и так как по заводу со мной ходило начальство, то пропусков с меня тоже не спрашивали. Требования к стерильности на серийном «Микроне» были много выше, чем в опытном Олбани. Фотографировать в «чистой комнате» я могла что угодно, опять же в отличие от Олбани, где снимки строжайше запрещены...
...Для фотолитографии стоит очень симпатичная установка на 243 нм, и рядом пустой квадрат — под 193 нм. Вместо пластин диаметром 300 мм fab работает на пластинах диаметром 200 мм, а все современное оборудование ниже 90 нм рассчитано на более экономичные трехсотмиллиметровые пластины. Главная разница, однако, не в этом. «Микрон» производит не микропроцессоры, а (в основном) RFID tag (Radio-frequency identification). RFID — это чип с информацией, к нему прикреплена антенна, и эта антенна, получив сигнал со сканера, передает в ответ информацию с чипа... ...у RFID есть одна потрясающая особенность: крупнейшим на сегодня заказчиком активных RFID является Минобороны США. А любой, кто зайдет на сайт одного из главных производителей RFID, американской компании ODIN, увидит, что из 300 проектов ODIN подавляющее большинство — это aerospace, healthcare и government. Это и есть гениальное открытие корпорации «Система». Главным потребителем RFID являются различные виды бюджета...
...Российский бюджет потратил в 2009 году на инновации вдвое больше, чем американские венчурные фонды, — 38 млрд долларов против 17 млрд долларов. На эти деньги в США запустили 2795 проектов, а в России — 50, и мне сдается, что отбор этих проектов происходил по диаметрально противоположным принципам. Это у них, в США, компания бывает либо мертвой, либо быстрой. А у нас компания либо мертвая, либо близкая власти...www.novayagazeta.ru/data/2010/037/07.htmlКакая красота!